Правила разъяснительной журналистики

Новости окружают нас со всех сторон, в информации сложно разобраться. Растёт уровень тревожности у аудитории. Слухи и домыслы заполняют социальные сети.

Как сегодня журналистам создавать материалы, которые делают происходящее понятнее? Отвечают на главные вопросы? Содержат самую важную и проверенную информацию?

6 июля 2020 года Александр Борзенко, заместитель главного редактора Arzamas, руководитель отдела «Разбор» в издании Meduza в 2014-2019 годах, провёл онлайн-тренинг для журналистов Казахстана.

— Разъяснительная журналистика появилась очень давно, — говорит Александр. А в 2014 году начался бум объяснительных форматов. Появилось издание Vox с лозунгом: «Мы объясняем новости». Этот формат взяла за основу meduza.io.

Основные свойства объяснительного текста: 

  • Объясняющая интонация, язык прямой беседы с читателем. Имитируем разговор с читателем — без терминов и сложных понятий.

ЧТОБЫ УМЕТЬ ХОРОШО ОБЪЯСНЯТЬ, НУЖНО УМЕТЬ ПОСТАВИТЬ СЕБЯ НА МЕСТО ЧИТАТЕЛЯ. ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ. НЕЛЬЗЯ ПРЕЗИРАТЬ ТЕХ, КТО ЧЕГО-ТО НЕ ЗНАЕТ.

  • Особое внимание к источникам.
  • Деление на фрагменты — например, формат «вопросы и ответы».
  • Визуализация. Хотя она не всегда важна. Иногда это не главное, чего ждёт читатель. Объяснять можно с помощью разных приёмов.

Эти пункты могут присутствовать в материале, но не обязательно. Вообще, считает Александр, не нужно учиться объяснительной журналистике — это не строгая наука. Нужно учиться просто хорошей журналистике, а всё, что важно для хорошей журналистики, — универсально.

Для того чтобы создать «объясняющий» материал, нужно понимать, что сейчас нужно аудитории, и правильно задавать вопросы. Проверять данные. Грамотно строить высказывания. Писать человеческим языком.

Как создаются карточки meduza.io?

В заголовок выносим то, что кажется самым важным. Нужно поставить себя на место читателя. А потом идёт разговор. Нас спрашивают, мы ищем информацию. Рассказываем очень просто и понятно.

Восемь правил объяснительных форматов

  1. Объяснять можно всё, что угодно. Вот, например, формат — в инструкции содержатся полезные знания. Объяснять можно даже мемы.
  2. Копайте глубже. К поиску информации нужно относиться, как учёные — искать первоисточники, опираться на мнение проверенных экспертов. Важно стараться найти настоящий ответ.

Ещё пример от «Медузы» — шуточный разбор: самые настоящие ответы на «идиотские вопросы». «Где Андрюха?».

3. Поиск информации похож на поиск грибов — нужно знать, где искать. Используйте научные статьи. «Хитрости» поиска. 

4. Станьте экспертом по экспертам — учёная степень не гарантия знания.

5. Маленькие куски проще жевать — короткие фрагменты легче усваиваются.

Александр рассказывает о двух основных структурах — «вопросы и ответы», «тезис плюс комментарий». Если у читателя куча вопросов — формат «вопросы и ответы», если нужно объяснить что-то важное — «тезис плюс комментарий».

6. Вопросы должны быть естественными — те вопросы, которые читатель реально бы задал.

7. Объясняйте, как ребёнку. С уважением. Без менторского тона. Простым, человеческим языком, через конкретные примеры и истории. Выбирайте правильную интонацию.

Плохо:

  • Имитировать знание канцелярщиной — скорее всего, за этим прячется незнание
  • Писать не для читателя
  • Использовать громоздкие формулировки
  • Писать, как в энциклопедию

Лайфхак: правило «Послушай, старик». Продолжите это словосочетание своим объяснением. Вам нравится, как звучит? 

Ещё одно важное правило — правило первичного ответа. Сначала коротко отвечаем на тот вопрос, который был задан. Иначе легко запутаться и забыть, с чего всё началось.

7. «Мы не знаем» — это хороший ответ. Иногда мы просто не можем найти ответ. Чтобы дать этот ответ, нужно изучить очень много источников.

Не забудьте про фактчек. Во многих изданиях вообще нет фактчекеров. Это проблема. Когда вы берёте на себя смелость что-то объяснять, очень важно быть внимательным.

8. Ошибиться не страшно. Перестать бояться ошибиться — страшно.

Как работать с экспертами? 

Это очень важный вопрос. Потому что хороший эксперт разбирается лучше журналиста в теме, его тексты вызывают больше доверия у читателей. Эксперты повышают репутацию вашего медиа.

Ваша задача не просто опубликовать текст, а подружиться. Дружественный эксперт поможет советом, посоветует другого эксперта, проверит эксперта-кандидата.

Однако с экспертами не всегда просто общаться: они погружены в тему, а ещё можно нарваться на шарлатана. Часто материалы экспертов тяжело редактировать. И помните: ответственность за ошибку — на вас и на вашем издании.

Восемь этапов работы: 

1. Найти. Нужно искать в хороших местах. В институтах, например. В просветительских проектах. Юридических и правозащитных проектах с хорошей репутацией. В хороших медиа.

Ищите по научным статьям — cyberleninka.ruscholar.google.ru. Наукообразность не равно научность.

2. Проверить. Погуглить. Посоветоваться.

Эксперт хороший — работает в своей сфере, аффилирован с хорошей структурой, публикуется в хороших изданиях (лучше всего — международных. Это открытость миру), его уважают коллеги, которых уважаете вы, он не скрывает границ своей компетенции.

Плохой эксперт представляет странную ассоциацию, склонен к сомнительным обобщениям, комментирует все подряд, его никто не знает в его сфере. Он нарушает этические принципы, востребован в «мусорных» изданиях. Медийность не равно качество.

3. Договориться. Правильно стройте первое письмо. Важно чётко объяснить, кто вы и чего хотите.

  • Кто вы
  • Чего хотите
  • Примеры текстов
  • Сроки
  • Гонорар
  • Согласование
  • Интересно — расскажу подробнее

4. Поставить задачу. Пришлите гайдлайн — он должен быть универсальным. Чтобы формат работал, у него должны быть каноны.

5. Отредактировать. Не думайте, что эксперты не ошибаются. Вносите правки с уважением. Никогда не отключайте редакторского чутья.

6. Согласовать. Согласовывайте научные данные и экспертизу — ошибиться очень легко. Не подводите своих авторов, иначе они перестанут вам доверять.

7. Прислать ссылку и поблагодарить. Это хорошее отношение. Людям оно всегда приятно.

8. Оплатить — если есть возможность.

Мастер-класс Александра Борзенко проходит в рамках трёхдневного интенсива по разъяснительной журналистике для журналистов, независимых авторов и представителей медиа Казахстана. Организатор — AIR Academy.

Проект реализуется в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Источник: newreporter.org

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *