Команда UzTREND начинает свой новый мультимедийный проект. «Солью земли» принято называть избранных людей, лучших представителей человеческого общества. И хотя мы в прямом смысле будем говорить в том числе и о засоленности почв в мире и Узбекистане, с несколькими людьми вы познакомитесь на страницах проекта. Это — герои наших историй, для которых изменение климата — не «одна из тем, про которые говорят на ТВ и пишут в интернете», а то, с чем им уже пришлось столкнуться. Это учёные, пытающиеся решить проблемы сохранения воды в регионе, фермеры, изменившие вековой уклад и способ ведения хозяйства, применяющие новые технологии. Это и первые экологические беженцы, ведь глобальное изменение климата порождает новые проблемы — голод и бедность.
«Формула воды». Мы постараемся заглянуть в будущее. В том числе в то, которого у нас с вами быть не должно. Поищем варианты и поговорим о тех водосберегающих технологиях с фермерами и IT-специалистами, которые уже используют или разрабатывают их в Узбекистане.
«Губит людей не…» – это отдельная тема о качестве воды, а также необходимости и способах её экономии.
«Вода в большом городе» – совершим экскурс в историю. Вы узнаете, кто такие арык-аксакалы, про воду по талонам (2 копейки за ведро) и как большевики, придя к власти, применяли в водопользовании… нормы шариата. А ещё вспомним об проектах поворота российских и даже индийских (было и такое!) рек в наш регион. Сибирский вариант, кстати, актуален и до сих пор не сбрасывается со счетов. И, конечно, мы обратимся к международному опыту.
В общем, вас ждёт много интересного. Со временем, по мере накопления материала, под текстом, который вы сейчас читаете, появится меню для удобной навигации по всем блокам и историям. В общем, поехали, а точнее сказать: «Поплыли!»
История первая
ПОЙМАТЬ «ПОСЛЕДНЮЮ ВОДУ»
«Водный стресс», или почему это так важно? Ресурсы Земли не безграничны. Об этом знает каждый. Изменение климата может поставить человечество на грань выживания. Примерно треть населения нашей планеты (а это свыше двух миллиардов человек) живёт в странах, испытывающих нехватку воды, а свыше 700 миллионов человек (10% населения Земли) – в странах с её критическим дефицитом.
Для того, чтобы увидеть картину происходящего, эксперты используют такой показатель, как уровень нагрузки на водные ресурсы, или «водный стресс». Специалисты высчитывают процентное соотношение ежегодного забора воды к её реальным запасам. По данным Организации Объединённых Наций, уже сегодня использование воды в Узбекистане достигло критического уровня. Мы потребляем воды больше, чем можем себе позволить. Уровень нагрузки на водные ресурсы в Узбекистане составляет 169% от его запасов.
«Мы познаем ценность воды
лишь когда колодец пересыхает»
Бенджамин Франклин, американский политический и научный деятель
Честно признаюсь, эту фразу раньше я никогда не слышал. Известному учёному и политику, взирающему на мир со 100-долларовых купюр, принадлежат более известные слова: «Время — деньги!» А цитату про воду и колодец я впервые услышал из уст Вадима Соколова — человека, который ЗНАЕТ ВСЁ о воде в Узбекистане и Центральноазиатском регионе. А может и во всём мире. Ведь он по своей работе объездил много стран. В какой-то степени Вадима Ильича можно назвать хэдлайнером нашего проекта. Он (его мнение, подкасты, цитаты и т. д.) будут появляться практически во всех историях. И в этой (первой и вводной части) «Формулы воды» он расскажет, с чего начался водный кризис в Центральной Азии и что делается, чтобы сохранить то немногое оставшееся нам и нашим детям.
ЧТО БЫЛО. Имея водную поверхность около 68,9 тыс. кв. км и объём воды около 1080 куб. км, Аральское море до середины 1960-х годов служило климаторегулирующим водоёмом и смягчало резкие колебания погоды в Центральноазиатском регионе. Зона Приаралья отличалась уникальным разнообразием животного и растительного мира. Только численность сайгаков доходила до 1 млн. голов, флористический состав составлял 638 видов высших растений. До 1960-х годов Арал был крупнейшим рыбохозяйственным водоёмом региона с ежегодным уловом до 40 тысяч тонн (в основном карповые, но также и осетровые).
ЧТО СТАЛО: Рассказывает Вадим СОКОЛОВ — руководитель Агентства Международного Фонда спасения Арала.
Источник: «Справочник по вопросам управления водными ресурсами в Узбекистане»
Итак, спасение Западного Аральского моря – одна из главных задач, которая стоит сегодня перед Узбекистаном. Уровень воды замеряется ежедневно единственной в регионе автоматизированной станцией. С 2009 года он упал на 7 с половиной метров и, увы, продолжает снижаться.
Для зоны Приаралья с 2018 года запущены четыре государственные программы. Кстати, до 2016-го в регион инвестировалось не более 25 млн. долларов в год (сейчас — $400 млн.). Хотя, по словам Вадима Соколова, на восстановление только транспортной инфраструктуры и реабилитацию всей ирригационной системы Каракалпакстана необходимо $2,5 миллиарда.
Отдельный вопрос — качество воды. Об этом — наша следующая история.