Привет, друзья! Команда UzTrend начинает свой новый мультимедийный проект. На этот раз он посвящен экологическим беженцам, или как их еще называют – климатическим мигрантам. По прогнозам Всемирного Банка, к 2050 году их число в Центральной Азии может превысить два миллиона человек.

Кто эти люди? По каким причинам они были вынуждены покинуть свои дома? И кому это еще предстоит, если будет меньше воды, меньше еды, меньше пастбищ и пригодной для возделывания земли. Мы отследим направления существующих потоков экобеженцев и постараемся спрогнозировать новые.

Протяженность первого маршрута составляет 125 километров: это путь из Муйнака в Нукус.

И как всегда в своих проектах расскажем их истории – истории простых людей, которым выпало жить в эпоху глобального изменения климата.

Мы назвали наш проект «Плейлист экобеженца», а плейлист, как известно, состоит из треков. Так мы и будем называть главы (выпуски) этой новейшей истории.


Трек первый: «Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО БУДЕТ С НАШИМИ ВНУКАМИ»

 Я Арал, слывший издавна морем,
Но сегодня в соленой пыли
С перерезанным насухо горлом
Исчезаю — с лика Земли.

Виктор Калитин,
«Монолог Аральского моря»

 Исследование современной экологической миграции в Узбекистане следует начинать с Кос-Куля (Qos Kol по-каракалпакски, иногда в СМИ пишут по-разному: Коскуль или Кос-Кол) – района на восточной окраине Нукуса. Когда-нибудь его занесут во все мировые энциклопедии, как исторический памятник «эпохи раннего экобеженства».

 

Если вы посмотрите на карту, то увидите, что к югу от одноименного озера, давшего название поселку, нет ни одной прямой улицы. Это следствие стихийной хаотичной застройки, которую начали люди, жившие до этого на берегу Аральского моря и бежавшие сюда, на юг.

Наш первый герой – один из них. 40 лет назад инспектор Рыбнадзора Жолдасбай Абсаметов остался без работы. Нет моря – нет рыбы – нет рыбаков – нет Рыбнадзора. Вместе с семьей он покинул бывший город-порт Муйнак и в 1984 году оказался на пустыре на окраине столицы Каракалпакстана. Крыши над головой не было. Экобеженцы сами возводили себе новые дома.

«Эти земли пустовали. Каждый строил дом там, где хотел», — вспоминает наш герой.

Местные власти помогли провести газ и электричество. Не было и воды. По словам Жолдасбай-ака, переселенцы решили вопрос с водой сами, на свои собственные средства.

Увы, судьба сыграла с ним злую шутку. Многие годы Жолдасбай Абсаметов (ему сейчас 70 лет, в 2014 году вышел на пенсию) занимался изготовлением и ремонтом рыбацких лодок. Или, как он уточняет, «лодок для рыбаков и детей». То есть прогулочных лодок, размером поменьше.

Понятно, что со временем его продукция в Муйнаке, да и всем остальном Приаралье оказалась невостребованной. Нет моря, нет воды, нет рыбы… Кому нужна лодка?

Во дворе его дома до сих пор находится несколько экземпляров. Он надеется, что покупатель на них обязательно найдется.  Ну ведь не может же Центральная Азия превратится в безводную пустыню — разве можно в такое поверить? И дети, которых заснял наш оператор на одной из улочек Кос-Куля, беззаботно обливают друг друга водой из пластиковых бутылок. Эх, если бы так было всегда… Смотрим видео из Кос-Куля.

 Жолдасбай скучает по своему родному Муйнаку, по тем временам, когда он жил на берегу Арала.

«Море бушевало. Времена были отличные, нам всего хватало. Все люди жили счастливо и были довольны своим сегодняшним днем. Потом, когда вода ушла, все развалилось», — вспоминает Абсаметов.

Он ездит на север с родными, когда появляется такая возможность.

«Да, иной раз мы едем посмотреть. Ведь мы там родились, выросли, там все стало для нас родным. Нам хочется возвращаться туда снова и снова…»

Сегодня в Кос-Куле (а это примерно 940 домов) проживает более четырех тысяч человек. Большая часть из них – это уже потомки первых узбекистанских экологических беженцев советского периода.  И они продолжают нести тяжкое бремя своих предков. Экобеженство – это, увы, навсегда.

Двое сыновей Жолдасбая из-за отсутствия достойной работы у себя на родине сегодня вынуждены трудиться за границей (трудовая миграция тоже связана с климатической, об этом мы обязательно поговорим с экспертами в наших последующих выпусках – прим. ред.). Ему часто снится, что вся семья находится рядом с ним. А, проснувшись, он задается вопросом; «Что будет с его внуками?»


P.S. Сегодня жителям Приаралья, спасшимся в 80-90-х годах на окраине Нукуса, грозит новая беда. Их наспех и хаотично построенные дома могут быть разрушены. И виной тому – одно из последствий изменения климата. Возможно, это заставит их отправиться дальше, в уже более долгий путь. Подробности – в следующем выпуске нашего проекта.

One thought on “

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.