Абдулла Каххар и Узбекский Национальный академический драматический театр

Узбекский Национальный академический драматический театр ведет свою историю с 1914 года, когда была организована труппа «Турон». В 1929 году ему было присвоено имя писателя и драматурга Хамзы, в 1933 году — статус академического театра. Указом Президента Узбекистана от 21 сентября 2001 года театр был переименован в Узбекский Национальный академический драматический театр.

Одной из выдающихся личностей, внесших огромный вклад в развитие и становление узбекского театрального искусства, является Абудулла Каххар — Народный писатель Узбекистана.

Абдулла Каххар (1907-1968) вошел в узбекскую литературу как превосходный рассказчик и непревзойденный мастер этого жанра, но он выступает также как романист и драматург.

А. Каххар создал бессмертные произведения о жизни узбекского народа, внутреннем и духовном мире человека. Абдулла Каххар пришел в литературу как поэт, но впоследствии прославился не только как прозаик, но и как мастер слова в жанрах публицистики, романистики, сатирической комедии, лирической драматургии, журналистике, вместе с тем он был известен и как талантливый переводчик.

Как драматург Абдулла Каххар получал творческое вдохновение от произведений русских писателей — А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. И в этом аспекте в ряде его сценических произведений также прослеживается действенность, превалирование чувственных сцен, вызывающих интерес у зрителя.

В 50-е годы ХХ века вхождение Абдуллы Каххара на сцену театра имени Хамзы сыграло значительную роль в развитии театра, в частности – комедийного жанра. Были поставлены его пронизанные юмором, насыщенные сатирическими моментами комедии «Шелковое сюзане», «Больные зубы», «Дорогие мои матушки», «Голос из гроба». Эти произведения отличались актуальностью темы, художественной и идейной завершенностью, особенностями раскрытия интриги, зрелищностью, и стали своеобразным событием в театральной жизни. Комедия «Шелковое сюзане» в 1951 году была удостоена Государственной премии и поставлена многими театрами Советского Союза, в том числе в Москве и Ленинграде.

В драматическом театре имени Хамзы как отображение и отзвук метода Абдуллы Каххара формируются «каххаровские» актеры.

В 1952 году режиссеры Александр Гинзбург и Ташходжа Хужаев осуществили новую постановку комедии Абдуллы Каххара «Шелковое сюзане» в театре имени Хамзы. Эта постановка стала результатом качественно нового уровня режиссерского искусства. В процессе работы над пьесой, режиссеры находились в постоянном поиске, полностью прочитывая цель автора. Пытались полностью отразить на сцене задумки драматурга.

Спектакль рассказывает о выезде молодежи в Мирзачульскую степь, освоении засушливых целинных земель, преобразовании степных просторов в сады. Талантлива отображена работа людей, которые самоотверженным трудом преображают облик страны. Благодаря фантазии художника, настолько достоверно были представлены все декорации сцены, костюмы, бутафория, условия жилья, обычаи и традиции, что спектакль стал новшеством в мире театра для своего времени.

Главные герои постановки — Дехканбай и Хафиза принимают решение ехать на освоение Мирзачуля. Но этому противостоят их матери — Хамробуви и Холнисо. В последствии эти двое молодых людей, с разрешения матерей, все же едут в Мирзачуль. Там они сталкиваются со многими трудностями. В ходе работы по промывке засоленных земель, очистке площадей от зарослей камыша, оказания действенного влияния на таких, подобных Мавлону, самоуверенных, упрямых людей, противостояния старого и нового, раскрываются характеры героев.

Яркое представление на сцене узбекских национальных обычаев при помощи жизненных и бытовых средств, умение преобразовать историко-этнографическую правду в современную сценическую истину, стало новшеством, найденным режиссерами и коллективом театра. Комедия драматурга «Шелковое сюзане», ставшая известной в 50-е годы, осталась в истории как мировое произведение.

В сатирической комедии Абдуллы Каххара «Больные зубы» в резкой форме обличаются чиновники, не способные освободиться от «пережитков прошлого», взяточники и люди с феодальным отношением к женщинам. Комедия отличается идейной завершенностью, логической силой, яркостью характеров и актуальностью темы. В комедии «Больные зубы» широко и глубоко поднимаются такие вопросы, как роль женщины в семье и обществе, отношения между мужем и женой.

В спектакле, поставленном 4 декабря 1954 года режиссером А. Гинзбургом, события быстро и в смешной форме развиваются уже с первой сцены. Режиссер точно определил ритмику спектакля и ребром поставил вопрос о необходимости удаления «больных зубов» — Марасула, Заргарова, Фотимы, Хуморхон, занимающихся противозаконной деятельностью.

В сценах спектакля актеры сумели полностью раскрыть своеобразные характеры героев, недостатки общества и, вместе с тем, здесь отображаются противостоящие им позитивные силы. В спектакле «Больные зубы» богатство языка, глубоко содержательные пословицы, игра слов, остроты и колкости, иронии способствовали созданию актерами интересных образов, обогащению диалогов, пронизанных юмором и сатирой. Все это обеспечило успех спектакля. Актуальность темы комедии, талантливая постановка и демонстрация многих сцен способствовали обеспечению зрелищности спектакля и его популярности среди народа.

Сценические произведения занимают особое место и в творчестве драматургов, и в истории узбекской литературы, театрального искусства и национальной комедии ХХ века. Две из комедий Абдуллы Каххара завоевали особо большую славу. На всю республику стало известным поставленное в начале 60-х годов сатирическое произведение «Голос из гроба», в котором талантливо изображены образы удивительных людей того времени. Зритель тепло принял спектакль, но подвергся резкому воспрепятствованию со стороны выше стоящих кругов. Были организованы негативные отзывы. Спектакль был отменен. В комедии раскрывались социальные корни взяточничества и мещанства.

Спектакль был поставлен в театре имени Хамзы режиссерами А. Гинзбургом и А. Турдиевым. Постановка была насыщена режиссерскими находками. Были найдены уникальные мизансцены для показа жизни раскрываемых образов и среды, в которой они жили.

Во многих произведениях драматурга, его лучших сценических работах, и особенно комических пьесах, главное место отводится людям, занимающимся сложной деятельностью, но не лишенным юмора и человечности. Успех этих произведений во многом обеспечивало отображение сложной и насыщенной жизни героев, актуальность социальной значимости, талантливое изображение образов в соответствии со спецификой жанра.

Сценическая жизнь каждой, поставленной на сцене имени Хамзы пьесы Абдуллы Каххара измеряется десятью-пятнадцатью годами. А спектакли «Дорогие мои матушки», «Шелковое сюзане», «Голос из гроба» золотыми буквами вписаны в историю Узбекского Национального театра. Работавшие в 50-60 годы в театре имени Хамзы А. Гинзбург и Т. Хужаев своим творчеством обогащали традиции театра, научно-теоретические взгляды «системы» Станиславского, богатое наследие Маннона Уйгура, Етима Бобожонова, определили новый этап в развитии театра.

В тот период в репертуаре театра имени Хамзы были сатирические комедии. Впоследствии не осуществлялась постановка произведений на эту тематику. Их место заняли, в основном, комедии на семейные и бытовые темы.

 Шойира Нусратова,

журналист-театровед

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.