БЕДНЫЕ ЛЮДИ. УЗБЕКИСТАН. Часть вторая.

Привет, друзья. UzTREND продолжает разговор о проблеме бедности и способах борьбы с ней. В первом пилотном выпуске наш эксперт, кандидат экономических наук Нодира Зикриллаева рассказала о том, как формируется потребительская корзина в США, Великобритании, Франции, Германии и Канаде.

Напомним, что в развитых странах Запада это – средний или наиболее типичный набор товаров и услуг, потребляемый человеком или семьей. Что касается некоторых государств СНГ, в том числе и Узбекистана, термин «потребительская корзина», официально закрепленный в законодательстве, означает минимальную потребительскую корзину – «необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания».

Сегодня наш эксперт рассказывает, как потребительская корзина была сформирована в Узбекистане.


Федерация обществ защиты прав потребителей рассчитала сумму потребительской корзины в Узбекистане на основе списка товаров и услуг, используемых трудоспособным среднестатистическим жителем нашей страны. Эта сумма в 2021 году составила более 2,1 млн сумов на одного человека.

В состав потребительской корзины из продуктовых товаров вошли хлебные продукты, крупы и бобовые, мясопродукты, овощи, бахчевые, фрукты (в том числе цитрусовые и ягоды), молочные продукты, а также непродовольственные товары и услуги. Непродовольственные товары включают в себя лекарства, косметические средства и хозяйственные товары, услуги – коммунальные, транспортные расходы и оплату дополнительных образовательных курсов.

Как правило потребительская корзина разрабатывается для трех социально-демографических групп населения – трудоспособное население, пенсионеры и дети. Перечень товаров, разработанный федерацией, рассчитан на основе месячного потребления трудоспособного населения. Федерация представила список товаров и услуг, потребляемых трудоспособным среднестатистическим жителем в течение месяца.


Конечно, необходимо учитывать, что в двух последних колонках таблицы цены 2021 года. И если на общественный транспорт (во всяком случае для ташкентцев) они не изменились, на интернет- и теле-услуги, сотовую связь увеличились несущественно, то цены на продукты питания растут с каждым месяцем. В отчете Агентства статистики при президенте под названием “Инфляция в потребительском секторе Республики Узбекистан” (опубликован 31 мая) говорится, что Рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также услуги были равнозначными — по 0,5%. Но в годовом выражении (к маю прошлого года) инфляция на продовольствие лидирует — 13%, непродовольственные товары — 8,4%, а услуги — 8,6%.

Среди овощей и фруктов больше всего в мае подорожали лимон (+31,5%), капуста (+16,1%), яблоки (+9,2%), помидоры – на 20,2%, капуста – 17,1%, зелень – 15%, лимоны – 11,3%. В годовом выражении наивысший рост цен показали лук (+50,4%), помидоры (48,8%), репа (+21,5%), фасоль (+16,6%), капуста (+14,4%) и бананы (+11,4%).


У ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕРТЫ

Но есть одна цифра/термин, без которого в своем исследовании мы никак не можем обойтись. Это — Черта бедности. В Узбекистане она определена в 498 тысяч сумов на человека в месяц. Продолжает Нодира Зикриллаева:

Бедность – это невозможность иметь или реализовывать свой выбор и возможности, это попрание человеческого достоинства. Бедность означает отсутствие элементарных возможностей реально участвовать в жизни общества. Она проявляется в отсутствии возможностей накормить и одеть семью, учиться в школе или лечиться в больнице, выращивать продукты питания на своей земле или иметь работу, позволяющую зарабатывать на жизнь, а также в отсутствии доступа к кредитам. Бедность означает незащищенность, беспомощность и социальное отчуждение людей, домохозяйств и общин. Она означает уязвимость перед насилием, а часто – жизнь в необустроенных и подверженных опасностям местах, без доступа к чистой воде и санитарии.

Минимальные потребительские расходы учитывают ежедневные потребности человека в продовольственных и непродовольственных продуктах, а также услугах. Этот метод подразумевает определение базовых расходов, необходимых для подсчета дневного бюджета. По данным ООН, показатель международной черты бедности установлен на уровне 1,90 доллара в день по международным ценам 2011 год. Если же считать, что человек находящийся в черте бедности потребляет товаров и услуг минимум на $1,90 в день, то посчитав в перерасчете на суммы и на 30 дней, получится 57 долларов США или 654 189‬ сумов без учета его иждивенцев.


«МЫ БОИМСЯ БРАТЬ КРЕДИТ…»

Следующие наши герои – простые граждане Узбекистана. Семья из Ташкентской области как раз и не дотягивает до тех официально обозначенных государством 498 тысяч сумов на человека в месяц.

Назира Гайбуллаева и ее муж Тахир Аноркулов живут в городе Алмалык. У них двое детей. Одному 12, другому 11 лет.

Вот уже несколько лет глава семьи Тахир не имеет постоянной работы. Назира трудится посудомойкой в ближайшей самсахане, неподалеку от своего дома.

Она зарабатывает в среднем 70-80 тысяч сумов в день. Это около полутора миллиона сумов в месяц. Если разделить эти деньги на каждого члена семьи, то получается по 350 000 — 400 000 сумов.

Тахир и Назира, кажется, зашли в тупик, не в силах найти способ улучшить свое финансовое положение и нормально зарабатывать на жизнь, удовлетворять растущие потребности детей. Недавно их внесли в список малообеспеченных семей.

Супруги обдумывали возможность получить льготный кредит в банке и начать свой собственный небольшой бизнес, но боятся, что не смогут вовремя его погасить.

Но дети растут, расходы тоже. Все же, им придется найти какое-то решение…

Именно о решениях мы и поговорим в следующей, третьей, части нашего проекта “Бедные люди”. Познакомимся с семьей, которая как раз не побоялась взять кредит в банке и узнаем, что из этого вышло. А пока смотрим видео из Алмалыка.

https://youtu.be/qEdyEDW6lYI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.