Творчество, созвучное сердцу

Сегодня ремесло становится стабильным доходом для тысяч семей. Мастера, создающие маленькие шедевры есть почти в каждой махалле. Их изделия востребованы, а непростой труд был и остается в почете. Бибисара Кунназарова — одна из тех, кто, выйдя на заслуженный отдых, не стала сидеть без дела.

Через несколько лет она будет отмечать свой семидесятилетний юбилей. Оставаться энергичной и молодой ей помогает творчество, ученицы и любовь к своему делу.

Ворота в доме Кунназаровых в одном из сходов граждан города Нукуса открыты практически всегда. К Бибисаре-опе приходят девочки и женщины, мечтающие научиться ткать ковры, вышивать, изготавливать украшения для юрты, сувениры, сумки, кошельки из шерстяных нитей. Мастерица не отказывает никому – первокласснице с соседней улицы, молодой маме, сидящей в декретном отпуске, студентке вуза из ее родного Муйнака.

Секретам ковроткачества ее саму полвека назад обучила мама, а потом красавица Бибисара вышла замуж, и о ремесле пришлось забыть на долгие годы. Молодая семья переехала из Муйнака в Чимбайский район, потом перебралась в Нукус. Рождение детей, работа заведующей детским садом, учителем русского языка, заместителем директора Дворца пионеров, пенсия.
Всё это время в ней жила мечта — вернуться к любимому занятию, выучить тому, что еще помнит, невесток, дочерей и внучек.

Ткачеству обучилась еще в детстве. Спустя полвека снова села за станок. 

— В 2018 году решилась попробовать, села за станок и все получилось. Оказалось, руки еще не забыли, как за ним работать — рассказывает Бибиасара-опа Кунназарова. — О том, что это станет нашим маленьким семейным бизнесом, тогда и не думала. Дочь Рита и внучка Малика мои курсы прошли за десять дней. Теперь они сами дают уроки мастерства в свободное от учебы и работы время.

Рита Давлетниязова ведет кружок художественного творчества в детском центре «Баркамол авлод», Малика – студентка факультета дошкольного образования Нукусского государственного педагогического института имени Ажинияза.

Изготовлением баскуров – узорчатой тесьмы для оформления юрты занимаются все вместе, когда есть заказы. Декоративными лентами из шерсти украшают не только жилище кочевников, но и отели, офисы, рестораны, квартиры – это актуально, стильно и, наконец, просто красиво.

— Конечно, основной заказ поступает от тех, кто собирает юрту. С развитием туризма, в том числе этнологического и экологического, спрос на юрты растет, — продолжает Бибисара-опа. — У юрты может быть от 4 до 26 крыльев, основ, на чем, она держится. Чем их больше, тем соответственно, длиннее лента — баскур. А значит, и ткать ее приходится дольше.

Не одна юрта не обходится без аяк-бау — плетенных из цветных шерстяных нитей шнуров, с кисточками внизу. Каждая из кистей символизирует ребенка, рожденного в семье. Красные или бордовые цвета – дочери, а кисти темных цветов – сыновья.
Сплести косицу и завязать ее специальным узлом, непросто. Требуется и терпение, и сила. Этим ремеслом в семье занимается Данияр, один из сыновей Бибисары-опы.

Данияр за работой. Плести аяк-бау не просто, нужны опыт и терпение.

— Узел имеет особое значение, символику, он как бы скрепляет семью, держит всех вместе, — говорит Рита Давлетниязова. — Прежде чем сделать все, как положено, Данияр долго «тренировался», десятки раз развязывал и связывал старинный аяк-бау, который хранился у нас дома.

Рита и ее дочь Малика не только ткут баскуры для юрты, но и изготавливают сюзане с каракалпакским орнаментом, которое вышивают не иглой, а крючком. Узор выходит ровный и гладкий, и выглядит, словно 3D, им же украшают сумки и кошельки, панно, наволочки.

Наволочка с узором – шанырак, символом семьи. Еще шанырак – это «крыша» юрты. Одна из комнат в доме Бибисары-опы выделена под мастерскую, здесь стоят ковроткацкие станки и специальные столики для вышивальщиц. Школьниц обучают бесплатно по договору, составленному с Каракалпакским республиканским отделением Ассоциации ремесленников «Хунарманд» Узбекистана. Эти же курсы прошли женщины, включенные в «женскую тетрадь», несколько из них стали надомницами и тоже теперь работают под заказами.

— Мы не сдаем свои изделия в сувенирные магазины, там, как правило, их трудно заметить среди другой продукции. Мы работаем с индивидуальными заказчиками, которых становится больше. Обычно одни из них, передают информацию о нас своим знакомым по цепочке. Рекламы мы пока также не делаем, и свои изделия в социальных сетях не выставляем, — признается Бибисара-опа Кунназарова – Конечно, если нас будут приглашать на выставки и ярмарки, мы с удовольствием примем в них участие, но пока это случается редко.

Мечта мастерицы и ее помощников создать в махалле, где они живут, этнографическую деревню. Юрта у семьи есть, как и все, что нужно для ее убранства снаружи и внутри.

— Мы можем знакомить с бытом каракалпакской семьи, обычаями и традициями, учить печь хлеб в тандыре, готовить национальные блюда, давать мастер-классы по вышивке и ковроткачеству для туристов, — рассуждает ремесленница. — Думаю гостям, приехавшим в Нукус, как из Парижа и Нью-Йорка, так и Бухары и Ташкента, будет интересно прикоснуться к нашей культуре.

Дом Бибисары-опы — это маленький музей народного творчества.

К любимому делу Бибиасара-апа вернулась через 50 лет. Она считает, что никогда не поздно превратить увлечение юности в семейное предприятие. Получать от него стабильный доход, давать знания, обеспечивать будущее внукам, и заниматься тем, к чему лежит душа.

Алена АМИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.