Что не так с прогнозами Чокана Лаумулина?

В июле этого года в Сети появилось высказывание замглавы Европейской экономической комиссии ООН Чокана Лаумулина о том, что из-за изменений климата юг Казахстана и Узбекистан станут зонами непригодными для сельского хозяйства и ожидается большая миграция людей, могут начаться войны… Узбекистанские СМИ его охотно перепечатывали. Честно говоря, это сообщение нас насторожило. За комментариями мы обратились к Вадиму СОКОЛОВУ — руководителю Агентства реализации проектов Международного фонда спасения Арала и вице-президенту Международной комиссии по ирригации и дренажу.


Странно, что высокий чиновник из уважаемой международной организации решил привлечь к себе внимание далекими от реальности «страшилками», используя за отправную точку реально существующую проблему.

Действительно, Центральная Азия – один из регионов мира, наиболее уязвимых к изменению климата, что характеризуется повышением средних температур (в два раза быстрее чем в среднем по миру), изменением уровня осадков и сдвигов экстремальных климатических факторов. Так, по данным Межгосударственного совета по гидрометеорологии государств-участников СНГ[1], увеличение температуры в регионе происходило неравномерно.


Как видно, наиболее высокие темпы повышения средней годовой температуры воздуха отмечены на территории Туркменистана. На большей части территории стран Центральной Азии самыми высокими темпами температура повышается в весенний период.

В своем выступлении г-н Лаумулин заявил, что «в ближайшие 20-30 лет среднегодовая температура в Южном Казахстане и Узбекистане достигнет 43°C». По данным Узгидромета в Узбекистане за период с 1880 по настоящее время повышение среднегодовой температуры составило порядка 1,6°С (с 13,2 до 14,8°С), что превышает средние темпы, наблюдаемые в глобальном масштабе. По прогнозам специалистов, в 2030-2050 гг. температура воздуха в регионе может возрасти ещё на 1,5-3°С. Скорее всего, г-н Лаумулин имел ввиду максимальную температуру в пиковый летний период (июнь-август), которая сегодня в отдельных регионах Узбекистана уже превышает 47°С. Да, повышение температуры сказывается на здоровье людей, но использовать пример трагедии в Индии в приложении к нашему региону было неправомерно (г-н Лаумулин заявил, что Индию в апреле накрыла жара до +62 градусов и пострадали 120 миллионов человек – такое же будет происходить и в Центральной Азии). Сравнение нас с Индией неправомерно по двум причинам – у нас более засушливый климат, где повышение температуры намного менее влияет на здоровье; в Индии несколько сот миллионов — это бездомные люди, которые и явились жертвами. У нас же бездомных нет – наши люди живут в более комфортных условиях и медицина у нас более продвинутая.


Главная «страшилка» г-на Лаумулина – его заявление, что Юг Казахстана и Узбекистан станут зонами непригодными для сельского хозяйства – что весьма далеко от действительности.  Более справедливо было бы сказать – что без целенаправленных мер реагирования на изменение климата наши страны могут столкнуться с нехваткой водных ресурсов, ростом опустынивания и деградации земель, увеличением числа засух и других опасных явлений, что приведет к нестабильности сельскохозяйственного производства и создаст угрозу продовольственной безопасности стран.


Здесь следует особо отметить, что Узбекистан уже начал активно реагировать на все вышеперечисленные и другие риски для водного и сельского хозяйства от изменений климата. Поэтому призыв г-на Лаумулина задействовать науку и инновации – не по адресу. Вместо страшилок и поучений – ему самому следовало бы приехать к нам и своими глазами посмотреть и поучиться как следует адаптировать водное и сельское хозяйство к изменениям климата.

В 2020 году Президент Узбекистана утвердил Концепцию развития водного хозяйства на 2020-2030 годы, согласно которой начата реализация действий по эффективному использованию земельных и водных ресурсов, по совершенствованию системы их управления, модернизации и развитию объектов водного хозяйства. Сбережению водных ресурсов и охране окружающей среды посвящен и целый раздел в подписанной главой страны 11 сентября 2023 года Стратегии «Узбекистан — 2030». Поставлены задачи по увеличению эффективности водопользования на 25%, доведению общей площади земель, охваченных водосберегающими технологиями при поливе сельскохозяйственных культур, до двух млн гектаров, в том числе технологией капельного орошения — до 600 тысяч гектаров. При этом показатель КПД ирригационных и поливных сетей в рамках семилетней программы по переводу каналов с земляным покрытием на бетонное и внутренних поливных сетей на закрытые трубные поливные системы должен быть доведен до 0,73 (на уровне 2020 года КПД был 0,64).

В стране создана собственная индустрия производства водосберегающих технологий. Производится более 20 видов технологий – среди них много традиционных способов экономии воды — например, полив по коротким бороздам, который позволяет сэкономить до 30 процентов воды на поле. Также в грядки можно положить полиэтиленовую пленку собственного производства, что позволит сэкономить до 25 процентов воды и много других. Если, раньше техника и материалы для капельного орошения закупались у Израиля или Турции, то сегодня на Устюрте мы выпускаем собственный полиэтилен из газа, добытого со дна Аральского моря. Все производимые внутри страны технологии на порядок дешевле и более доступны чем импортные. Это сильно ускорило процессы внедрения водосбережения.

Только за последние три года в Узбекистане благодаря этому удалось уменьшить потери воды на 7 млрд кубометров в год. Если раньше для орошения потреблялось 45-48 млрд кубометров, то сейчас на эти цели расходуется порядка 38-41 млрд. Это значительный шаг для обеспечения сельского хозяйства страны водными ресурсами.

Создана новая система государственной поддержки внедрения водосберегающих технологий. С 2022 года запущена единая информационная система «Агросубсидия» в целях создания прозрачного и прозрачного механизма системы предоставления субсидий на водосберегающие технологии.

В целях создания прозрачного механизма обмена информацией для производителей сельскохозяйственной продукции в марте 2022 года запущена платформа «Томчи-рейстр» — единый электронный реестр подрядных организаций, которые могут оказывать услуги по водосбережению.

Министерством водного хозяйства и научно-исследовательским университетом «Ташкентский институт инженеров ирригации» при поддержке Агробанка запущен проект «Школа водосбережения», в ходе которого идет обучение фермеров в созданных филиалах этой школы в каждой области Узбекистана. Также Национальным проектом по управлению водой,  поддерживаемым Швейцарским Агентством по развитию и сотрудничеству, выпущены в свет уникальные учебники для вузов по водосберегающим технологиям и мобильное приложение «Томчи».

Выполняя поставленные в программе Стратегии «Узбекистан — 2030» задачи  по внедрению водосберегающих технологий, мы к 2030 году выйдем на нижний уровень передовых стран по эффективному использованию ценного ресурса. Тем самым Узбекистан повысит продовольственную безопасность и устойчивость сельского хозяйства даже при нарастающем водном дефиците.

В конце 2021 года Узбекистан повысил свои обязательства в обновленном определяемом на национальном уровне вкладе (NDC) в рамках Парижского соглашения по климату и намерена снизить удельные выбросы парниковых газов на единицу ВВП на 35% к 2030 году от уровня 2010 года вместо 10%, предусмотренных в NDC1, которые были представлены в 2017 году.

Обновленный NDC учитывает важную роль структурных реформ в обеспечении стратегических изменений в долгосрочной перспективе, уделяя первоочередное внимание мерам по энергоэффективности и расширению использования возобновляемых источников энергии, внедрению ресурсосберегающих технологий в ключевых секторах экономики (включая водное и сельское хозяйство) и социальной сфере, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения смягчения последствий изменения климата и адаптации.

Поэтому для нас нравоучения г-на Лаумулина в наш адрес кажутся весьма странными. Более того, он видимо не в курсе, что все пять стран Центральной Азии вносят в глобальный взнос выбросов парниковых газов всего около 1,8%. Не лучше бы по этому поводу обратиться к Китаю, вклад которого сегодня составляет 27% всех мировых выбросов.

Вадим СОКОЛОВ,
руководитель Агентства реализации проектов МФСА,
вице-президент Международной комиссии
по ирригации и дренажу


[1] Сводное ежегодное сообщение о состоянии и изменении климата на территориях государств-участников СНГ за 2022 год, Межгосударственный совет по гидрометеорологии государств-участников СНГ, 2023 г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.