Часть первая.

Вы когда-нибудь теряли свой паспорт? Если да, то согласитесь: ощущения не из приятных. Если нет – просто представьте себе, что он у вас пропал. На душе — смесь тревоги (если кто-то им воспользуется) с надеждой (а вдруг найдется?) Ко всему добавляется ожидание “приятных” хлопот – ведь придется ехать восстанавливать документ, возможно, отстоять очередь, платить штраф…

Увы, мы живем в мире, где без паспорта (бумажной книжечки или куска пластика) мы, по умолчанию рожденные свободными, сразу ограничиваемся в своих правах. Теряем, например, свободу передвижения – не можем купить билет на самолет или поезд. У вас обязательно возникнут проблемы с устройством на работу, подачей документов в вуз, получением кредита в банке… Если переделать для иллюстрации популярный последние годы интернет-мем — это будет выглядеть так:

Поэтому лица без гражданства относятся к социально-уязвимым группам населения. Лица без гражданства могут сталкиваться с ограничением свободы передвижения, социальной изоляцией и повышенной уязвимостью к насилию, эксплуатации, торговле людьми, принудительному перемещению и другим формам жестокого обращения.

А теперь представьте, что у вас нет паспорта. Уже много лет. Или вообще никогда не было. Просто жуть… да? Тем не менее, на нашей планете еще три года назад 4 миллиона человек  не имели гражданства какой-либо страны, а значит, и паспорта. И, как оказалось таких людей очень много в Центральной Азии.


Официальный сайт кампании #IBelong (англ., франц.)

В 2014 году Организацией Объединенных Наций была запущена кампания #IBelong (Google переводит его на русский, как «Я принадлежу»). Согласно программе, страны Центральной Азии должны были быть покончить с проблемой безгражданства за 10 лет  – к концу 2024 году. Времени остается немного и проблема не решена до сих пор. Хотя, определенный прогресс есть (особенно в Кыргызстане). С момента начала глобальной кампании #IBelong  государства Центральной Азии разрешили более 190 000 случаев безгражданства. По состоянию на сентябрь 2023 года в регионе насчитывалось около 41 400 лиц без гражданства (ЛБГ).


А КАК В УЗБЕКИСТАНЕ?

В 2014 году в Узбекистане насчитывалось около 100 тысяч лиц без гражданства. Таким образом, за последние 9 лет новые паспорта получили 83 793 человека. Среди них были люди, приехавшие в 90-х годах прошлого века из соседних республик Центральной Азии к родственникам или на заработки. В экономиках которых после развала СССР царил кризис. Были и беженцы, вынужденные покинуть свои дома из-за гражданской войны в Таджикистане (1992-1997) и после межэтнических конфликтов на юге Кыргызстана, где проживало много узбеков (в 1990 и 2010 годах). Они сопровождались массовыми беспорядками и погромами домов. В 2010 году временное убежище на территории Узбекистана нашли 400 тысяч беженцев.

С 1991 по 2007 год в стране паспорта получили лишь 482 лица без гражданства. А в период с 2007 по 2016 год рассмотрения заявлений ЛБГ были вовсе прекращены.

С декабря 2016 года по май 2021 года свыше 22 тысяч ЛБГ получили биометрические паспорта Республики Узбекистан (только в 2020 году — 50 тысяч человек).  В июне 2021 года были внесены изменения и дополнения в закон «О гражданстве». Теперь апатриды, постоянно проживающие в стране последние 15 лет, напрямую получают гражданство.

По состоянию на середину 2023 года в Узбекистане проживало 25 413 апатридов, большинство из которых являются бывшими гражданами Советского Союза или их потомками. Это самое большое число такой категории лиц в Центральной Азии.


ДВА ДНЯ ИЗ ЖИЗНИ АПАТРИДА:
САМЫЙ ГРУСТНЫЙ И САМЫЙ РАДОСТНЫЙ

Судьбы лиц без гражданства складываются у всех по-разному. Даже если дело в итоге заканчивается хэппи-эндом – вручением паспорта, предшествует этому масса печальных и даже трагичных событий. История семьи врача Ортикбоя Эрназарова тому пример.

Его родители эмигрировали в Узбекистан в 1993-м — на второй год гражданской войны в Таджикистане. Из Худжанда (бывший советский Ленинабад) они перебрались в узбекский Бекабад, который находится неподалеку от узбекско-таджикской границы. У них были советские паспорта. В 1999-м сюда переехал и Ортикбой.

Долгое время они не могли получить вид на жительство. Даже когда ВНЖ у них появился, более 10 лет они не могли навещать своих родственников на родине. Свобода передвижения – это счастье, о котором апатридам остается только мечтать.

Позже появилась возможность выезжать в Таджикистан, правда много времени и нервов уходило на получение приглашения и оформления виз. Напомним, что узбекско-таджикская граница много лет оставалась закрытой. Часть ее была даже заминирована. Официальные отношения между двумя странами до 2016 года так же оставляли желать лучшего.

Среди других часто называемых проблем апатридов – невозможность найти и устроиться на хорошую достойно оплачиваемую работу. В этом плане судьба Ортикбая Эрназарова сложилась намного лучше, чем у многих ЛБГ, его братьев по несчастью.  И спасла его – востребованная профессия, а точнее — профессионализм, любовь к своему делу и постоянное стремление к самосовершенствованию. Он — нейрохирург высшей категории. Сейчас возглавляет отделение нейрохирургии одной из клиник Ташкентской медицинской Академии.

Но его случай для бывших апатридов – скорее исключение, чем правило. И есть еще один важный момент. Известно, что каждый врач должен постоянно совершенствовать свои медицинские знания и навыки, участвовать в многочисленных семинарах и конференциях, которые помогают поддерживать их на современном уровне, идти в ногу со временем. Хорошо если конференция или семинар проходят в стране, где ты живешь. А если за рубежом? Ведь и международный обмен опытом в медицинской науке также важен.

Например, ежегодно в российском Санкт-Петербурге проходят традиционные «Поленовские чтения». Это известный международный форум нейрохирургов – научно-практическая конференция с различными симпозиумами, круглыми столами, конкурсами.


«Я очень хотел участвовать в этом форуме. Но мне не везло. Каждый раз что-то случалось с разрешением на поездку. Мешал статус ВНЖ», — говорит Ортикбай Эрназаров.


Позже по той же причине сорвались важные для повышения квалификации поездки в Индию, Объединенные Арабские Эмираты, страны Евросоюза. Если и удавалось куда-нибудь выехать, до этого приходилось месяцами ждать, собирать документы, ходить по посольствам…

Конечно, в некоторых зарубежных научных мероприятиях сейчас можно участвовать онлайн – пандемия нас многому научила. Но, согласитесь, что для практикующего хирурга (в отделении, которое возглавляет Эранзаров проводится 400 операций в год), как и представителей многих других важных профессий, это менее продуктивно. А в некоторых случаях — практически бесполезно. Вспоминается старая шутка: «Лечим зубы по фотографии».

«Проклятый статус» ВНЖ не позволил осуществить и мечту его отца — Гойибназара Эрназарова. Он хотел свершить паломничество – Хадж в Мекку. Это священная обязанность каждого правоверного мусульманина. Желающих совершить его в Узбекистане много. Девять (!) лет вместе со своей женой он стоял в очереди на совершение хаджа. В 2018 году такая возможность у них появилась, но за один день до поездки ее отменили. По какой причине, вы, наверное, уже догадались. Из-за отсутствия гражданства.


«Мы уже купили родителям нужные вещи, одежду, собрали чемоданы, сделали вакцинацию. Им нужно было вылетать на следующий день! Мне тяжело вспоминать тот день: мама потеряла сознание, ей вызывали «скорую», еле откачали… А у отца из-за всех этих нервов в связи с его безгражданством, и до этого уже был сердечный приступ», — вспоминает герой нашей истории.


Позже его мать и брат совершат Хадж. Но отец Ортикбая Эрназарова покинет этот мир, так и не исполнив свою заветную мечту…

В ноябре 2021 года Эрназаров и все члены его семьи получили гражданство Узбекистана. Его мать ждала этого дня долгих 25 лет. Ортикбай – 22 года.


«Это известие принесло нам огромную радость. Я был очень счастлив стать гражданином Республики Узбекистан. Теперь могу свободно передвигаться, ездить по миру. Препятствий этому нет»!


С долгожданным получением гражданства отпали многие проблемы, которые отравляли жизнь бывших апатридов. Дети Ортикбая достигли возраста получения паспорта, и тоже начали их получать. А значит, смогут получить достойное образование, получить работу.

Ортикбай Эрназаров даже смог купить квартиру в Ташкенте. Правда, в кредит, получить который без папорта было невозможно. И даже взять еще один – для семейных нужд. Собирается съездить в Таджикистан, встретиться с родными и друзьями, которых не видел много лет.

Но это, как говорится, «мелочи жизни». Главное — продолжать совершенствоваться в своей профессии, чтобы лечить и спасать жизни людей.

Он намерен участвовать «Поленовских чтениях». Это произойдет уже в апреле. Посетить другие конференции и симпозиумы для повышения своего опыта. Собирает документы для кандидатской диссертации (без гражданства защитить ее было невозможно). Готовит несколько научных трудов.


«Испытываю сильные эмоции! Конечно, каждый должен быть гражданином какой-то страны. Безгражданство – это серьезная проблема», — говорит наш герой.

Пожелаем ему удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.