В прошлом Великий Шелковый путь служил народам Центральной Азии связующим звеном со странами Ближнего и Среднего Востока — Азербайджаном, Ираном, Арабским халифатом, Индией и странами Запада, что обусловило их активное участие в развитии цивилизации. Многие учения о воспитании гармонично развитого человека, разумном отношении к окружающей среде, идее верности национальным и общечеловеческим ценностям, по великому пути проникали в разные страны и оказывали влияние на формирование мировоззрения, духовного мира, культуры их народов.
Народы Центральной Азии были участниками самых первых этапов развития человеческой цивилизации. Общность ряда произведений, созданных на первом и втором этапах эпохи Восточного Возрождения XI-XII и XIV-XV веков, близость и подобие философии, художественной литературы, музыки, науки, архитектуры и искусства служат примером взаимной связи и взаимодействия культур народов Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. Потребности социально-политической жизни, экономические и культурные связи сблизили культуры этих народов и в определенной степени обусловили их общность. Например, произведения Фирдоуси, Хайяма, Хафиза, Саади, Джами, считающиеся наследием персо-таджикской классической литературы, на протяжении нескольких веков являлись общими для народов Центральной Азии, а под воздействием творчества азербайджанских поэтов и мыслителей Низами и Дехлеви были созданы лучшие произведения узбекских поэтов и мыслителей. Творчество Навои, в частности, его “Хамса” оказало сильное влияние на развитие социальной мысли и тюркской, и персо-таджикской художественной литературы XVI-XVIII веков. Духовной сокровищницей Навои вдохновлялись поэты и мыслители, жившие в Азербайджане, Хорезмском, Кокандском ханствах, Восточном Иране и Афганистане. Взаимодействие социальных культур предоставило возможность развитию и обогащению собственной национальной культуры. Все это позитивно сказалось и на театральном искусстве.
В Россию новый театр проник из Европы и со временем преобразовываясь в национальное театральное искусство, со своими драматургами, режиссерами, актерами, художниками и критиками, большими коллективами, стал неразрывной частью всемирного театрального искусства. В Туркестане так же возник интерес к новому театру, сформированному вначале в Азербайджане и Татарстане, и началась борьба за его создание. В результате сравнения образа и уровня жизни в Туркестане с возможностями и культурой других государств, возник интерес к достижениям народов, ушедших далеко вперед в своем развитии.[1]
В отличие от народного театра, в средние века в Азербайджане был развит религиозно-мистериальный театр, отображающий идеологию феодального общества. К такому типу театра относится театрализованная церемония „Шабих“. В средние века в Азербайджане существовал и кукольный театр „Килим араси“, который демонстрировал неприемлемые ситуации в хозяйствах, социальное неравенство и несправедливость. Постановка „Шайх Санон“ Аббоса Мирзы Шарифзода и появление в Азербайджане профессионального драматического театра связано с присоединением в ХIХ веке Северного Азербайджана к России и воздействием уже развитых русской народной культуры и искусства. Первые спектакли ставились в середине ХIХ века в Шуше (1848), Ленкоране (1850), Шемахиде (1857-58) и в других городах Азербайджана. В развитии азербайджанского национального театра важную роль сыграли постановки комедий Мирзы Фатали Ахундова. Первый театральный спектакль на азербайджанском языке был продемонстрирован 10 (23) марта 1873 года. Инициаторами постановки были преподаватель реального училища Гасанбек Меликов — Зардаби и его ученик Наджафкулибек Везиров. Учащиеся реального училища поставили на сцене массового собрания Баку спектакль по пьесе «Визирь ханства Ленкаран» М.Ф.Ахундова.[2]
Интеллигенция Азербайджана сыграла большую роль в распространении европейского театра и драматургии в Туркестане. В 1911 году азербайджанские актеры впервые прибыли в Туркестан. Ахмадбек Камарлинский, Сидкий Рухилло, Наримон Наримонов, Хусайн Араблинский демонстрировали в Самарканде, Коканде и Чарджоу спектакли «Нахлебник» (переработанный вариант) И.Тургенева, историческую драму «Надиршах» Н.Наримонова, “Хожи кора” М.Ф.Охундова, «Угодил в сель, спасаясь от дождя», “Участь Фахриддина”, Н.Везирова, “Ога Мухаммад шох Хожар” А.Хақбердиева.
Известно, что после них в Туркестан прибыл со своей небольшой труппой азербайджанский актер и режиссер Алиаскар Аскаров. Это человек, занимающий особое место в истории театра Туркестана. В качестве режиссера он впервые осуществил постановку спектакля “Отцеубийца” — сначала в Самарканде, потом в городах Ташкент, Каттакурган, Коканд, Наманган.
Академик М.Рахмонов на основе ряда сведений доказал, что в Туркестане татарская театральная деятельность получила развитие задолго до приезда татарских трупп в Ташкент. 4 апреля 1904 года в Ташкенте в доме подполковника С.Г.Еникеева проживавшими в Туркестане татарскими самодеятельными артистами демонстрировался спектакль «Любовное страдание» Новмика Камола. Перед его началом выступил Абубакр Диваев и прочитал доклад о европейском театре.[3]
В 1909 году в Ташкенте татарские самодеятельные артисты представили спектакли “Участь Фахриддина” и “Как смеются девушки”. В газете “Туркистон вилояти газети” писали, что в 1910 году в Ташкенте начал работу постоянно действующий татарский театральный коллектив.
Среди людей широко, вплоть до Европы, пропагандировавших театральное искусство можно отметить трех просветителей. Один из них — Ахмад Дониш. В качестве посла эмира Бухары он трижды бывал в центральных регионах России и свои впечатления о театре изложил в книге “Наводир ул-вокеа”.
Вторым просветителем был Хожи Мухаммад Зухур из Ташкента. Он часто бывал в России, в других государствах, знакомился с театрами этих стран.
Третий – узбекский поэт-просветитель Зокиржон Холмухаммад угли Фуркат. В литературном наследии Фурката ташкентского периода есть две месневи — “О сути музыкальных вечеров в городе Ташкенте” и “О гармони и сути ее звучания”, в которых представлены сведения о концертах европейского направления, организовывавшихся в части города с русскоязычным населением.
В 1911 году Махмудхужа Бехбудий написал «первую национальную трагедию в 3 актах 4 картинах» под названием “Отцеубийца, или судьба необразованного ребенка”. Попытки опубликовать произведение были безуспешными в течение двух лет. И только в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года пьеса была направлена цензору в Тифлисе и получила одобрение. В соответствии с постановлением №19940 Разрешением цензора Тифлисского комитета «постановку печатного издания можно осуществлять на сценах Кавказского края» от 23 марта 1913 года пьеса отдельной книгой издается в Самарканде.
Пьеса “Отцеубийца” впервые была представлена самодеятельными артистами 15 января 1914 года в части Нового города Самарканда. В этой связи в 14-м номере журнала “Ойина” от 25 января 1914 года была опубликована рецензия. В ней говорилось о высоком уровне произведения, множестве зрителей и обещании труппы вновь продемонстрировать спектакль. Но не было сведений о режиссере-постановщике спектакля. Как писал Миён Бузрук Солихов, одним из первых сделавший анализ джадидского театра, “На упорядочение сцены оказал воздействие азербайджанец Алиаскар Аскаров. О том, что он был режиссером, говорил и профессор Абдулла Авлони. Согласно второму сведению, режиссировал Махмудхужа Бехбуди”[4].
27 февраля 1914 года в зале театра театре “Колизей” на 2000 мест в новой части города Ташкента в семь часов вечера самодеятельный театр Ташкента официально начал представлять свои спектакли. Вечер в театре, как свидетельствует хранимая в мемориальном музее Абдуллы Авлони афиша, состоял из трех отделений. Первое – демонстрация спектакля по пьесе Махмудхужи Бехбуди “Отцеубийца”, второе — одноактное азербайджанское увеселительное зрелище “Хур-хур” в исполнении азербайджанских актеров Гулиаскара Аскарова, Гулузорхоним и М.Шахбалова (произведение С.Музагайни), третье — “Национальное чтение и инструментовка” – концерт из восьми номеров. В конце афиши было отмечено, что ответственными за весь вечер являются Абдулла Хужа угли и режиссер Алиаскар Аскаров.
В 1914-15 годах творческой работой этой группы руководили татарские режиссеры Заки Боязидский и Мустафо Мансуров. В конце 1914 года труппа осуществляет постановку драмы Хожи Муъина и Нусратуллы Кудратуллы “Туй” («Свадьба»). Спектакль имел такой же успех, как и “Отцеубийца”. Отмечалось, что главные роли талантливо исполнили актеры А.Зиёбоев, Б.Аъламов, Ш.Шохиноятов, М.Миразимов, К.Исматуллаев, особого внимания была удостоена роль Олимбоя в исполнении Абдуллы Авлони.
В июне 1915 года труппа осуществляет постановку спектакля “Несчастная невеста”, переведенную с турецкого языка. Задачи режиссера выполнял Абдулла Авлони. Можно утверждать, что режиссура Абдуллы Авлони в труппе “Турон тудаси” стала началом формирования национального режиссерского искусства.
В дальнейшем труппой были поставлены спектакли «Несчастный жених» Абдуллы Кадыри, «Угнетенная женщина» Хожи Муъина. 30 декабря 1916 года в театре “Колизей” при участии азербайджанских и узбекских актеров была представлена музыкальная драма “Лейли и Меджнун”. Абдулла Авлони перевел произведение с азербайджанского на узбекский язык. Постановку спектакля осуществил С. Рухилло. Главные роли сыграли Сидки Рухилло (Меджнун), Дуррияхоним (Лейли), А.Авлони (Малуъ), А.Мухаррамов (Навфал), Н.Хужаев, Фарид Тохири, Юсуф Алиев. В мемориальном музее А.Авлони хранятся исторические фотографии участников этого спектакля в гриме и костюмах.
В начале ХХ века в городах Андижан, Бухара, Хорезм, Коканд на основе художественно-самодеятельных кружков были образованы музыкально-театральные труппы, которые впоследствии стали профессиональными театральными коллективами.
Шоира НУСРАТОВА,
старший преподаватель кафедры «Искусствоведение и культуроведение» Государственного института искусств и культуры Узбекистана
[1] Турсунов Т. ХХ аср ўзбек театр тарихи 1900 -2007. // Т., 2010.
[3] Ризаев Ш. Жадид драмаси. –Тошкент: “Шарқ” нашриёт-матбаа концернининг Бош таҳририяти, 1997. –Б.26.
[4] Миён Бузрук Солиҳов. Ўзбек театри тарихи учун материаллар. – Тошкент: 1935. –Б.71.