Экзамен по английскому языку станет обязательным для узбекистанцев, желающих получить высшее образование в этом учебном году. Хотя в планах правительства было ввести обязательный экзамен по английскому языку в вузах в 2024 году, все же решили в качестве эксперимента в шести вузах в этом году.
Журналист фрилансер Сабохат Рахимова, считает, это правильное решение, хотя чуть даже запоздалое. По её мнению спрос на английский язык как никогда высок в стране, можно сказать, что происходит настоящий бум в этой сфере.
«Узбекская молодёжь хочет учиться в англоязычных вузах страны и получать дальнейшее образование за границей. Другая сторона вопроса – потребность в получении информации из англоязычных источников, нежели от российских СМИ, которые, по сути, превратились в рупор идеологии Кремля», — говорит «Каравансараю» журналист.
Председатель Ассоциации учителей английского языка Узбекистана Феруза Мусаева утверждает, что английский язык охвачен всеми школами страны.
«Все выпускники по стандарту должны закончить школу 10-11- класс уровнем В1 как минимум, если не уровнем В1+. То есть это же стандарт почему мы этот стандарт не соблюдаем. То есть о школьникам 9- класса они должны выходить с уровнем А2»,- говорит «Каравансараю» эксперт.
23-летняя Гульчехра Хурсандова из Карши в этом году собирается поступать в вуз. Новость о дополнительном экзамене для неё не была неожиданной.
“Я знала, что английский всё равно будет в тестовом экзамене, поэтому я сейчас интесивно готовлюсь на курсах к тестам. Считаю, что это верное и дальновидное решение правительства, так как молодежь будет интегрироваться в международное информационное поле через английский язык. У нас появится возможность получать альтернативную информацию, миную русский язык”, – говорит “Каравансараю” будущий абитуриент.
Стоимость курсов по изучению иностранных языков в Ташкенте составляет от 400 000 до 700 000 сумов (примерно $40-70) за один месяц. Плата за трёхмесячный курс может превышать 2 млн. сумов ($200). Средняя заработаная плата в стране в Госкомстате, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в январе-марте 2022 года по республике составила 3 426,8 тыс. сумов ($310). https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-goskomstata/20811-yuridik-shaxs-maqomiga-ega-bo-lgan-korxona-va-tashkilotlarda-ishlovchi-xodimlarning-o-rtacha-oylik-nominal-hisoblangan-ish-haqi-2022-yil-yanvar-mart-2
На фоне этих данных затраты на дополнительное обучение английскому не выглядят ужасающими. Но есть семьи, в которых два, а то и три ребёнка школьного возраста.
Преподаватель английского языка 35-й школы города Намангана Фарход Абдулазизов уверен, что необходима государственная программа, позволяющая молодым людям учить английский бесплатно.
«Нужны специальные журналы. Не научно-методические, а объясняющие всё популярным языком, как это делается в развитых странах. В сети есть много онлайн-уроков. Это хорошо. Но хорошо только для столицы или областных центров. А в регионах скорость интернета низкая. Какой тогда толк от таких онлайн-ресурсов?», – говорит «Каравансараю» педагог.
Учитель так же считает, что необходимы преподаватели – носители английского языка. Они лучше будут обучать молодёжь и самих педагогов.
Ранее в Узбекистане работали представители американского «Корпуса мира» («Peace Corps»), но свернули свою деятельность после Андижанских событий в 2005 году.
Английский и «русскоязычные» элиты
Первый президент Узбекистана Ислам Каримов так же пытался стимулировать у молодёжи интерес к английскому языку. С 2013-2014 учебного года обучение иностранным языкам началось с первых классов школ. На этом этапе – лишь в игровой форме на уроках развития речи.
В 2015 году Посольство США в Узбекистане анонсировало планы по проведению образовательных программ и предоставлению микростипендий для узбекистанцев, желающих изучать английский. В том же году стартовала экспериментальная программа НАТО по обучению английскому языку офицеров вооружённых сил Узбекистана.
Так же Агентство США по международному развитию USAID периодически предоставляет ученикам узбекистанских школ учебники, а преподавателям английского методические материалы, разработанные в Кембриджде.
Тем не мене, согласно EF English Proficiency Index к 2022 году Узбекистан занимал 88 место из 112 стран, в которых проводились исследования. Индекс владения английским среди граждан страны оценивается как «очень низкий». Узбекистан здесь уступает даже Афганистану (87-е место). После него идёт Сирия (89-е). https://www.ef.com/wwen/epi/
Ровно год назад, в мае 2021-го, президент Шавкат Мирзиёев заявил, что отныне выпускники учебных заведений Узбекистана должны знать как минимум два иностранных языка.
С прошлого года знание хотя бы одного из них требуется при приёме на работу в государственные учреждения. Без него невозможно и дальнейшее повышение в должности.
В 2014 году в стране был создан научно-методический электронный журнал «Иностранные языки в Узбекистане». А с декабря 2021 года начал вещание новый телеканал Foreign Languages, передачи которого идут на иностранных языках.
Пулат Ахунов, политик, проживающий в Швеции, считает, что суть проблемы – в отношении к английскому языку представителей политической элиты.
«Пока они не поймут значение английского языка для страны, ситуация не изменится. А политическая элита, к большому сожалению, – русскоязычная», — говорит «Каравансараю» политик.
Чтобы изменить ситуацию, по его мнению, нужна так же специальная государственная программа, которая будет включать в себя и привлечение волонтёров из-за рубежа, новый подход к изучению языков на телевидение и радио, поддержку открытия частных английских школ.
«Есть международная система International English School. Надо дать им возможность работать во всех районах и городах Узбекистана. Мои дети в Швеции учились именно так», – говорит Ахунов.