Источник: asiaplustj.info
Социальные сети Таджикистана почти неделю были заполнены обсуждением видеоролика, опубликованного в сети Instagram блогером Ruzievaa1. Ролик совсем коротенький и очень простой: девять девушек говорят буквально по две фразы каждая – «Я таджичка, и я занимаюсь бизнесом… Занимаюсь боксом… Не замужем и никогда не была… Свободно высказываю своё мнение… Не убираюсь дома и не готовлю… Работаю моделью… Блогер… Свободно высказываю своё мнение… Одеваюсь как хочу».
Эта небольшая манифестация права таджикских девушек самостоятельно выбирать свой стиль жизни вызвала бурную реакцию и длительное обсуждение в соцсетях.
Только за первые 5 дней под роликом оставили более 2500 комментариев. Из них осуждающих комментариев относительно несоблюдения традиций, культуры, родного языка — 65%, негативных, содержащих угрозу и оскорбления, — 21%, нейтральных и поддерживающих -14%.
Поскольку спонтанно возникшая вокруг этого ролика дискуссия, несомненно, представляет социологический интерес, сотрудники центра «Гулрухсор» сделали статистический и содержательный анализ этих комментариев, который позволил лучше представить себе, как функционирует общественное мнение по поводу допустимых норм гендерного поведения на популярных в Таджикистане интернет-площадках.
«Истинные таджики так себя не ведут»…
Первое обстоятельство, бросающееся в глаза, – подавляющее большинство комментариев (77%) принадлежит мужчинам и только 23% — женщинам, к которым, по идее, в первую очередь, обращаются авторы ролика. Значительно более половины комментариев, в том числе и женских, носят отрицательный или осуждающий характер.
Представляют интерес основные аргументы, которые приводятся осуждающими комментаторами. В первую очередь, высказывалось недовольство тем, что девушки предлагают нестандартные модели жизни, отличающиеся от тех, что предполагает традиционное общество:
«Истинные таджики так себя не ведут», «И что с того, что они таджички? Гордость должна быть не от свободного одевания, а от уважения к своей нации, языку и национальному менталитету», «Зачем демонстрировать свою распущенность?», «Где культура таджикская? Где их воспитание?», «Я таджик, и я знаю, что вы портите мнение другим девушкам» и т. п.
В известной степени это означает, что сделанное девушками заявление сработало – они сознательно пытаются расширить спектр моделей допустимого, «нормального» поведения для молодой таджикской женщины, которая может быть не только послушной дочерью, супругой и матерью, но и самостоятельно жить и работать, осваивать нестандартные для традиционного общества профессии и модели поведения.
И странно было бы, если бы эти попытки не встречали неодобрения и сопротивления. Поскольку роль женщин в традиционном, архаическом обществе очень ригидная, любой выход за её пределы воспринимается приверженцами такого общества как угроза.
Естественно, в первую очередь на эту угрозу реагируют мужчины, потому что если что и объединяет высказывания этих очень разных девушек, то это то, что все они настаивают на своей автономии, праве жить свою жизнь по своему выбору, а не выполнять инфраструктурную обслуживающую роль.
Мужчины, как правило, являются выгодоприобретателями такой системы гендерных отношений, и их возмущение связано с тем, что многие из них бояться женской самостоятельности, которая может лишить их привычного домашнего сервиса.
Не так уж удивительно, что скептические или осуждающие комментарии оставили и многие женщины: своими заявлениями (хотя ни одно из них не является откровенно провокационным) девушки продвигают другую модель жизни – более свободную, связанную с личностным развитием и самореализацией.
Те женщины, которые приняли традиционные правила игры, считая их единственно возможными и нравственно обоснованными, в такой ситуации, вероятно, чувствуют себя немного обманутыми – оказывается, эти рамки можно раздвинуть и заявить об этом публично! Наличие такой альтернативы говорит о том, что свою жизнь можно прожить и по-другому и кто-то сожалеет об упущенных возможностях.
Не готовят и говорят на русском…
В этом смысле характерно, что особенно острую реакцию вызвала реплика одной из девушек о том, что она не готовит и не убирается дома, «и ещё много чего не делает».
Несмотря на то, что тон её заявления был, скорее, шутливый, оно смутило даже часть комментаторов, которым ролик, в целом, понравился. Дело тут в том, что переосмысление допустимых рамок гендерного поведения в этом пункте переходит как бы на следующий уровень.
Большая часть общества уже готова принять, что женщины делают что-то необычное – например, занимаются спортом или бизнесом, однако гораздо сложнее принять, что молодая женщина может не только что-то не совсем обычное делать, но чего-то привычного и НЕ делать – снять с себя часть традиционных обязанностей.
Интересно, что эта реплика гораздо сильнее «зацепила» аудиторию, чем высказывание другой девушки о том, что она не замужем (и, очевидно, нисколько из-за этого не переживает), и ещё одной о том, что она живёт одна, что тоже существенно выходит за рамки традиционно-нормативного поведения.
Очевидно, что даже безбрачие выглядит меньшей угрозой традиционному порядку, чем нежелание выполнять рутинную домашнюю работу!
Сама теоретическая возможность, что домашние обязанности могут быть организованы и распределены по-другому воспринимается как лишение привычной возможности пользоваться неоплачиваемым женским трудом, и это возмущает не только мужчин, но и некоторых женщин (вероятно, старших поколений).
Другой распространённый аргумент в осуждающей части комментариев был связан с тем, что ролик записан на русском языке.
Действительно, с одной стороны, эти упрёки имеют под собой определённую почву: заявление, начинающее со слов «я таджичка», казалось бы, уместно было сделать на своём родном языке. Однако весь вопрос в том, как авторы этого короткого видео представляли себе свою аудиторию.
Смысл использования русского языка в данном случае заключается в том, чтобы обратиться к более широкому кругу зрителей, не обязательно только внутри таджикского общества.
Многие девушки, живущие в постсоветских странах, переосмысляют сейчас свои отношения с традицией и модернизацией, и им интересно было бы обсудить своё видение жизни с другими женщинами, перед которыми стоят похожие дилеммы, а для этого надо говорить на языке, понятным большинству жителей нашего региона.
Онлайн-пространство должно быть безопасной средой
Подводя итог, важно заметить, что сама по себе широкая эмоциональная дискуссия привлекает внимание к видеоматериалу и в этом нет ничего плохого, более того, возможно, это совпадает с намерениями авторов ролика. Однако поток не просто осуждающих комментариев, но настоящей ненависти и даже угроз в адрес девушек, может способствовать нормализации гендерной дискриминации и даже насилия.
Мы не знаем, с какими эмоциональными последствиями столкнулись эти девушки, но в прогрессивных странах агрессивные и оскорбительные слова приравнены к физическому насилию и введена ответственность за использование языка ненависти.
Мы должны стремиться к тому, чтобы и онлайн-пространство было безопасной средой, где защищаются права на свободу слова, равенство и недискриминацию, где нет места нетерпимости.
Социальные сети – значительная часть социального мира современного общества и тем, кто поддерживает ценности развития и гендерного равенства, стоит не отмалчиваться, а поддерживать своих единомышленников, не отдавать эту арену тем, кто этим идеям так яростно сопротивляется.
Вызывает надежду то, что, несмотря на изобилие гнева и раздражения по отношению к героиням этого маленького ролика, зрители высказали всё же пусть и немного позитивных комментариев: «Вау! Так круто!», «Таджички, вы самые лучшие в мире! Только вперёд!», «Возмутила всех, видимо, степень свободы, которую могут позволить себе эти смелые девушки», «Все прекрасные, дай Аллах вам счастья!».