Привет, друзья! Команда UzTrend продолжает свой проект об экологических беженцах/климатических мигрантах в Узбекистане. Первым переселенцам, вынужденным еще в 80-х «советских» годах прошлого века переехать из Приаралья, мы посвятили наш пилотный выпуск.
Во втором рассказали о том, с какими трудностями им приходится сталкиваться сегодня: отсутствие воды и нормальной инфраструктуры, разрушение домов термитами. Об этом нам поведали бывшие жители Кегейлийского района Каракалпакстана. Это – один из самых пострадавших от катастрофы Аральского моря регионов. Сильная засоленность почвы (75,5%) практически сводит на нет выращивание сельскохозяйственных культур. Как вариант рассматривалась их замена скотоводством и производством консервов, но… и поголовье стало гибнуть от различных заболеваний и «тонет в болотах тугайных зарослей в поисках воды», как сообщали СМИ еще в 2019 году. Если честно, мы не знаем сколько дехкан и их семей вынуждены были уехать оттуда за последние 40 лет.
Этот выпуск о том, как люди в разных регионах страны приспосабливаются к новым условиям жизни.
Из Кегейлийского района в Нукус переехала и семья Сарбиназ Жусипбаевой. Здесь, на новом месте, она взялась выращивать саженцы и цветы, построив на своем участке небольшую теплицу. Ясень, катальпа и даже сакура, лилии, розы, яблони, слива… Работа в теплице отнимает пять-шесть часов в день, посадка саженцев начинается в феврале, в марте и апреле приступают к продаже. Реализуют пустившие ростки деревца и нежные всходы цветов на столичном центральном рынке спрос на цветы, в том числе и комнатные, есть круглый год, и он только растет.
— Мы отвечаем за качество своей продукции, и всегда желаем тем, кто ее приобретает, чтобы плодами яблони или персика лакомились их внуки и правнуки, — говорит Сарбиназ Жусипбаева. – Получаем стабильную прибыль, который дает возможность быть уверенным в завтрашнем дне, будущем наших детей.
К сожалению, ее супруг запретил нам провести съемки в теплице и вообще к самому интервью отнесся отрицательно. Но мы рады за Сарбиназ и тому, что она смогла как-то перестроиться на новом месте.
Кстати, еще во время работы над проектом «Узбекистан: бедные люди», в котором рассказывалось о семьях, живущих на пару долларов в день, женщины охотнее давали нам интервью нежели главы семейств.
БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ
И тому подтверждение – главная героиня нашего сегодняшнего выпуска из Касанского района Кашкадарьинской области. Земля здесь тоже засолена. Смотрим видео, специально снятое для UzTrend журналисткой Гульчехрой Хурсандовой на ее родине…
Засоленность почв и деградация пастбищ делают невозможным привычное ведение сельского хозяйства и также могут повлиять на внутреннюю миграцию — отток экобеженцев в более благополучные регионы страны. Во всяком случае, молодежь уже старается перебраться в города. По оценкам экспертов, на сегодняшний день деградировано более 70% земельных площадей, ежегодные потери составляют 830 млн долларов США. В частности, наиболее засоленные земли находятся в Каракалпакстане (90-95%), Бухарской области (96%) и Хорезмском оазисе (95-100%). А вот статистика засоления именно орошаемых земель и прогнозы результатов борьбы за землю.