
Привет, друзья! Команда UzTrend продолжает проект, посвященный почти закрытой, но очень актуальной «туалетной» теме в Узбекистане.
Первый выпуск можно посмотреть здесь: на узбекском и русском языках. В нем мы писали, что свыше 40% населения нашей страны до сих пор вынуждены пользоваться выгребными ямами. В сельской местности этот показатель даже превышает 50%. Не менее серьезную проблему представляет состояние школьных туалетов. Накануне пандемии коронавируса 13% школ Узбекистана не имели базовых условий для мытья рук с мылом и водой. Это данные мониторинга, проведенного Всемирной организацией здравоохранения совместно с ЮНИСЕФ.
Сейчас вы увидите туалет, в который приходится ходить учащимся школы №50, расположенной в Бахмальском районе Джизакской области. По словам нашего читателя, сделавшего и приславшего в редакцию UzTrend это видео, в корпусе самой школы туалетов нет, либо они не работают. Бедные дети. Может, им лучше дотерпеть до дома?
Собственно, школьный туалет должен соответствовать небольшому количеству характеристик: во-первых, он должен быть всегда доступен, то есть открыт (и здесь джизакским школьникам повезло). Но остальное не в их пользу:
- туалет должен находиться в здании школы;
- в нем должны быть отдельные кабинки с дверьми;
- чистые унитазы (не дырка над выгребной ямой);
- горячая/холодная вода, мыло и туалетная бумага.Понятно, что этот туалет не соответствует данным критериям.
А какими туалетами приходится пользоваться вам, когда вы находитесь вне дома или вашим детям в школе? Присылайте фото с подробным описанием на этот телеграм-канал.
ВЕРНЕМСЯ К ВЫГРЕБНЫМ ЯМАМ
Их много, канализация есть далеко не везде, и это признак стран с низким уровнем развития. Как бы не обидно это звучало. Да, мы производим электромобили, рынок узбекского экспорта IT-услуг растет с каждым годом… Но даже если завтра мы отправим к звездам свой первый космический спутник, на рейтинги развития нашей страны это повлияет не значительно. Потому, что доступ к чистому и нормальному туалету — это БАЗОВАЯ ПОТРЕБНОСТЬ. И об этом нужно помнить.
Итак, выгребные ямы. Они представляют огромную опасность для здоровья людей. Особенно, если за ними (ямами) не следить. Редко употребляемое слово «ассенизация» происходит от французского «assainissement» — санитария. Это система сбора, удаления и обезвреживания нечистот в неканализированных населенных пунктах, то есть там, куда не пришла канализация. В этой сфере в Узбекистане работают десятки, если не сотни людей. Сегодня они — «бойцы невидимого фронта», реально, а не на словах, спасающие здоровье миллионов людей. Они те, кто выполняют, пожалуй, самую грязную работу, чтобы мы ощущали себя более-менее комфортно.
О них не снимают репортажи, не пишут в газетах, не говорят по радио, что, мы считаем, не совсем справедливо. Журналист из Намангана Тохиржон Турсунов восполняет этот пробел. Специально для UzTrend он взял интервью у Жамолиддина Низомова, который с 1987 года, почти 40 лет (!) работает в этой весьма специфичной сфере.
Проект «Без удобств» продолжается. Следите за нашими публикациями! Вас ждет очень много интересного.